Выдубичи.
Глава 1. Холм в Киеве. Маленький Ярослав.
Меня зовут Ярослав, а официально Георгий, мне 6-ть лет, у меня большая семья, есть братья и мой отец очень занятой человек. Вы не поверите, но сегодня мы гуляем вдвоём с отцом я и он.
Стояло прекрасное солнечное утро и мы с отцом шли пешком около красивого холма, озарённого солнцем. Наверху стояла деревянная часовня, и подойдя поближе мы увидели пещерку. К нам из неё вышел богатырь в рубахе из льна, вокруг горловины рубахи у него были вышиты лучи солнца.
-  Как Вас зовут?
- Словен.
- Вы так красивы, почему вы живёте отдельно? Кто вы?
- Пожалуй князь.
- И я князь, странно, но я Вас не знаю.
- Это отшельники, - поделился мыслями отец, здесь они живут на холмах.
- Заходите в гости, пригласил Словен.
У Словена было на горе хозяйство: козы, куры, кони. Инструмент, упряжь. Надо же богато здесь в дубках… Мы прошли с отцом к столу. Отец был весел, Словен угощал нас приятными напитками.
- Как твоё настоящее имя? - спросил Словен.
- Мы крестили мальчика Георгием, - ответил Владимир.
- Меня зовут Ярослав.
- Очень приятно, Ярослав. Как тебе у меня, отшельника и князя?
- Ничего так, - ответил я.
- Я сейчас тебе покажу забаву, качельки, хочешь? - Поинтересовался Словен, поглядывая на отца.
- Да, пожалуйста, - согласился отец, - я не отделяю сына от мира, людей или природы, - заулыбался Владимир.
Словен подвёл меня к дубу, где была привязана верёвочка к суку и на конце верёвки располагалась палочка, усадил на неё удобно.
- Держись, - предупредил Словен и качнул меня. Я полетел в воздухе и вернулся в руки Словена. Мне было весело, смеялся отец.
Потом меня заинтересовала жизнь детей из Китаево и их забав. Там был совсем другой уклад жизни. Дети бояр кичились золотым запасом и играли на деньги, долго и шумно спорили, и от этого болела голова и мутнел рассудок, к вечеру, после такой игры я уходил домой с надутой пустым воздухом головой. Я всё-таки родился князем, мне всё было интересно, я осознавал, что здоров и накормлен, но такие игрища меня не устраивали. Дружил я так же с босыми ребятами, было весело, но много тьмы в их головах, все события объясняли и оправдывали они мистикой, а я хотел узнать истину.
Мы с дядькой неоднократно ездили в Китаево, там мы были у бояр новых и старого славянского времени и я там научился играть в камешки и пристенок, брызгать водой изо рта, сшибать палкой фигурки. Василий мне подарил куриную лапку на верёвочке и я таскал с собой эту «нечисть». Шёл год в поездках в Китаево, учениях отца, занятиях верховой ездой, закаливании водой и снегом, плавание в Славутиче (Днепре) на привези у дядьки. Я подрастал и было весело, но чего-то не хватало.
...........................
Глава 2. Тайная жизнь Словена и тайная дружба Ярослава и Словена.
Спустя год в Солнечную погоду мы проезжали мимо знакомых Выдубичей, Словен мне понравился с первого раза и меня магнитом потянуло к холму и горам. Нас как всегда встретил Словен.
- А вот и Ярослав-Григорий. Чему то ты научился за год, рассказывай, - спросил Словен, приглашая нас с дядькой за стол.
- А чему?, - подумал я и посмотрел на традиционные для этого места напитки и кушанья, не такие, как во дворце. - Мы играли в Китаево, я бегал с собаками ездил верхом.
- А что это у тебя за подарок? - Спросил Словен, глядя на куриную лапку.
- Это у меня от Китаево и похоже на вышивку у маминых плащей.
- Трезубец, ты хочешь сказать, промолвил Словен. У вас что, миф о Посейдоне рассказывается, или вы знаете тайну древнего ключа?
- Нет не знаю, какого ключа? Какого Посейдона?
- Говорят у царя Посейдона был тайный дворец, может и водой залит был или морем и вела во дворец дверь, а открывал её ключ и выглядел он так, Словен нарисовал на земле палочкой трезубец.
- А кто этот Посейдон?
- Да это царь, брат старинных царей, у него была страна остров, и был трезубец, он и ключ был и инструмент для работы.
- Инструмент?
-Вот что я тебе расскажу, нашёл я в старых письменах трезубец –это изображение писала, так что он эту палочку в чернила окунал и писал ей и зарисовки делал и чертежи. Вот что такое трезубец. И у нас и у греков и у евреев, это пси –писало, писать, псалом, или кта –письмо, почерк. Кстати имя Посейдон или как греки говорят Посидаон, начинало писаться с этой буквы и он выбрал себе её как символ, а скорее всего он изобрёл это писало и поэтому так он получил такое прозвище, а позже люди символ трезубцем, так и у твоей родни он есть как символ.
Так что если Кронос –Хронос изобрёл время, или точнее как его измерять, то Посидаон изобрёл писало! В древнегреческой истории это скорее инструмент и он много чего им творил.
- Наверное Посейдон мне не чужой!
Мы весело болтали, выяснялось, что князья жили давно, потом опять князья жили, но по-другому. Те что позже жили от воды на Дубе и горе прятались, т.к. было наводнение, и снова пахать стали и многое делать, когда земля показалась, а ели в это время что могли найти, да и ловили рыбу.
Я уехал домой и усердно трудился над своим плащом, чтоб вышить трезубец на нём. Подумал, что так я буду более могущественным, как Посейдон. Хоть у нас и был родовой знак грифона на флагах, но я не знал где и как я буду жить, когда буду взрослым и своего мне чего-то не доставало.
Уезжали в Вышгород к сестре и маме, потом опять вернулись в Киев.
Теперь я езжу на прогулки с дядькой Будой, и меня тянет как магнитом в Выдубичи. Я снова упросил его и мы направились туда. Ему понравилось там и теперь он мне не перечет. Здесь можно посидеть на свежем воздухе за столом и гулять свободно. У Словена в лесу есть кушанья и напитки. Я всегда поражался, как он варит варенье из почек и листиков, похоже из клёна, липы, берёзы, готовит напиток из жёлудя, каштана и бука. Из них же делает муку и лепёшки, конечно у него есть и творог и молоко и масло и он даже подстреливает птицу для еды и один раз готовил нам кабана. Мы с ним в лесу не пропадём, хотя при дворе есть кухня и повара, но нас, как Вы помните, много народу, а Выдубичи –это как что-то своё.
Дядька молчит про эти встречи со Словеном, у него свой резон: «Если Ярослав, яки сокол взлетит на отцов престол, то дядька и его семья будут правая рука его, если нет, то Ярослав жив, здоров, да и за это милость от Владимира, но мудрый Ярослав дядьке куда выгоднее, а поскольку Словен человек непростой, из старых князей, то значит знает чего и может Ярослава многому выучить, а мудрость чем раньше придёт, тем лучше и Ярославу и его благодетелю дядьке.» При отце Ярослав научится военной и мирной политике на ровне с его братьями и окружением Владимира, а здесь иное знание и приобретёт его только Ярослав один и его верный друг дядька.
Так думал дядька Буда - охранитель царевича и старый слуга дома Владимира, уже потрёпанный жизнью и бывавший в разных переплётах, имевший ранения, а что вера у Словена другая, тут дядька и схитрить мог, мол он в этом ничего не смыслит, а главное учит царевича держаться верхом, выгуливает на свежем воздухе и учит выживанию в лесу у лесного жителя. А всякие игры с боярами толку много не принесут.
Словен сразу заметил первый важный изъян у маленького княжича:
- Как ты с конём обращаешься? Это не только безопасность в твоей жизни, это и первенство перед друзьями и братьями. Будешь первым  в делах и добрым - потянешь за собой словенский мир в доброе житьё!
Словен научил Ярослава легко управлять конём.
- Слезай с коня! - заметил неловкости у Ярослава Словен.
- Я учусь, - парировал мальчик.
- Так как ты учишься ты так и в 70-т лет на коне не поедешь. Видел, как я езжу на коне?
- Да, - ответил Ярослав и посмотрел на Словена с благоговением.
Словен расседлал коня Ярослава и привязал верёвку к уздечке.
- Иди ко мне, в миг поедешь на коне! И ничего не бойся. - Словен подкинул мальчика на спину коня пушистую и неосёдланную. Ярослав попытался согнуться.
- Так не пойдёт, - выпрямись, возьми повод и немного гривы.
- Я свалюсь? -заметил Ярослав.
- Напротив, ты поедешь, словно на летящем по воздуху троне, но не забывай, ты на коне, держись ногами.
Лошадь пошла шагом -необычные ощущения, прошли три круга.
- А сейчас, - предупредил Словен, - вы отправляетесь в мягкий полёт. Посвистел верёвкой в воздухе: «Ну, ну, эть!» . Конь толкнулся и пошёл в мягкий галлоп. Действительно удобно. При торможении немного протрясло на рыси.
- Теперь и в седле седеть тебе будет удобно. Рысь без седла завтрашнее занятие, - заметил Словен, - а потом и на ногах постоять нужно будет, ты теперь поедешь на коне, как будто сам и ехать и летать умеешь, а конь это часть тебя.
- Нас так не учат, заметил Ярослав.
- Да мне не жалко. Какой смысл всё старое зачёркивать, а новым пользоваться, когда в старом удобства есть?
- Расскажи о твоей семье, Словен.
- А ты отцу не проболтаешься?
- Не за что в жизни, я твой ученик, а дядька, наш друг, ты же видишь он от меня никуда, а отцу и слова не говорит – простые отчёты даёт всегда, да и душой не кривит, и раны свои от меня не скрывает. И дети его всегда со мной откровенно разговаривают и жена его. Значит Бог мне такого дядьку дал, я его не боюсь.
- Хорошо, слушай: Были недавно смутные времена, я не один в роду княжеском был. Мои братья многие знания имели от Ярило-закона. Со старыми табличками вывезенные, да и на бересту записанные. А тут твой отец начал крушить Богов Ваала того же, Пируна. И то мы не против –идольщина такая развелась, но может не отец твой, а его помощники и на знания от Ярила обрушились, мои братья всё в схрон попрятали, да и то понятно, в схроне там уже напрятано, я пока не знаю чего, да и разбежались. Моя молодая жена покрестилась и замкнулась в себе, она за Китаево живёт, меня пускает домой, но и отшельничать разрешает, дети у нас, крещёные, и меня крестили. Так я и живу в две жизни, здесь я один, там другой. Вон видишь нора – это ход в Китаево, по дороге я палати соорудил, там одежду меняю и домой хожу, хозяйство тут не бросаю, что туда отношу, а что обратно несу, жена моё место зовёт славной берлогой. Сама она сюда не ходит, в Китаево она тебя видела, да и дети мои с тобой играли. Но они говорят мне: «Ты что батюшка? Мы старьё учить не будем, мы новые науки с боярами учим.» Так что мы с тобой друзья, а что ты о моих знаешь, никому не сказывай!
Глава 3. Словен много уделял внимания мальчику, рассказывал как стать лидером, что такое научиться выжидать. Обучал грамоте.
Словен стал много уделять мне внимания, хоть у него и свои дети были, но они уже подросли.
- Как ты учишься? Есть ли у тебя грамота?
- Ну есть, – отвечал я.
- Давай разбирать твоё имя. Георгий? Георгий известное древнее имя, а имя Ярослав ещё одно твоё имя. Что оно обозначает? Обозначает Ярило Славящий.
- Наши предки славили Ярило, свет солнце, но не солнышко, а Бога.
- И мы его славим.
- Конечно ответил Словен, что мне в тебе нравится, что ты никогда не путаешься.
- Давай посмотрим буквы Глаголицы и Кириллицы. Видишь буквы и их отдельные части похожи на буквы санскрита, арабские, арамейские, так как буквы можно и так поворачивать и по другому, откуда нам известно под каким углом каждый человек на букву смотрел? Посмотри как писались старые буквы, и Словен начал чертить на песке. А какие значения имеют эти буквы в разных языках? И что ты стал видеть общее между смыслами их значений?
- Понятно. А что ещё знали старые князья, сообразил Ярослав, будучи хватким в учении.
- Вот на-ка книгу Вырий называется, про старину и жизнь давнюю.
Ярослав читал с удовольствием и с подсказками Словена. - Я понял что половцы, русы, персы, индусы и славяне братья или какие-то родственники между собой, заключил Ярослав. Но я не собираюсь хвалить приношения жертв, и ты только подумай, людей, белых коней, я Христианин, и нам всё на земле нужно и полезно, и слуги из пленников и тем более скот!
На тебе книги: Микула Селянинович и Вольга Всеславьевич, и Русский богатырь.
Ярослав быстро прочитывал книги, он был любопытен, молод, семена падали на плодородную почву.
Однажды Ярослав прискакал расстроенный, весь в слезах, за ним подоспел дядька. Во дворце тоже бывает не сладко, он повздорил с братьями.
- Ну что ты Ярослав, твоя родня не надо убиваться и себя мучить, потом объяснишься.
- Я не буду держать на них зла, ответил Ярослав, но почему они говорят, что я недоумок?
- Хорошо, мы с тобой разберёмся, успокойся пожалуйста. А сейчас я предложу тебе отдохнуть за столом и давай я тебя познакомлю с наукой, изучающей небесные тела: Астрономией.
- Небесные тела не только украшают небо, двигаются по своим описанным в астрономии законам, но и влияют на жизнь земли. В отличии от твоих сверстников ты не будешь полагаться на Авось. А станешь понимать природные климатические циклы и будешь знать как вычислить, какие годы будут холодными, какие дождливыми, какие засушливыми, будешь узнавать, когда происходят солнечные затмения не станешь пугаться этих явлений.
Ярослав усердно занимался и забыл обиду. Через две недели Словен спросил мальчика: - Ну что, ты стал выше обиды, твоих братьев и ситуации, в которую ты попал?
- Да, конечно, может им объяснить, на них тоже что-то влияет может.
- Ты уверен, что это будет не напрасный труд? Ты трудолюбивый, это хорошо, это нужно для твоего дальнейшего роста. Ты знаешь, что нужно любить разные народы, а не один восхвалять, иначе тебя раздавит какой-нибудь из народов. Ну ты и сам смешанного происхождения, тебе будет легче и легче у тебя будет проходить политика общения меж государствами, тебя будут встречать как своего.
Потом мы с тобой не занимались медициной, у меня есть старые учебники из Индии и Персии. Мы с тобой узнаем про алую кровь и голубую (лимфу). Я тебе расскажу из книг об огромных орошаемых садах на территории современных Шемахи и Ленкорани, там до сих пор стоят деревья в 40 локтей обхватом. И запомни сынок СНАЧАЛА ВЕРА, а потом уже религия…. Ты знаешь, что восточные люди получают яд от змеи и им лечатся, а что западные короли наоборот этот яд научились использовать против человека, у нас в Словении таких традиций нет и ты можешь жить спокойно.
- Ты меня расстроил.
- Мы не запад, пойми у нас можно наводить порчу, у нас это любят, ты веришь в такое, что тебя на расстоянии «испортить» могут?
- Нет конечно, человека можно испортить физически, а мы защищены, мы получили военное образование, у нас есть войска.
- Но что война значит против политики? И, например, женитьба допустим твоего отца и греческой княжны. Так что научиться надо находить ключи к народам и жить изначально в мире –это главный ключ. Так и славяне живут в мире будучи разных родов.
Глава 4. Чужое место другой престол. Исчезновение Словена.
Ярослав не на долго оставил Совена, он вынужден был уехать к себе в вотчину, что была ему назначена отцом.
Ярослав отправлялся в необычный Ростов на системе озёр, о которых говорил Словен и уже знал, что и выше на реке в этом царстве находятся остатки города древних цивилизаций, тех что являлись корнями и славян и индусов и арабских племён, а городов таких по земле разбросано много. Только люди в каждой местности получили каждый своё развитие и росли завися от своих местных лидеров, славящихся силой и знаниями, часто тайными, а иногда и интуитивно впитанными из своего народа и окружения.
Сначала Ярослав добрался до одного из Вотчинных городов организованных его отцом Владимиром, в Ростов. Потом Ярослав заметил, что меряне необычный народ и заинтересовался местными обычаями и их жизнью, оказывается на берегу Которосли находился древний город. Он располагался на месте древнего города из древних цивилизаций, вернее и был им, о котором рассказывал Словен. Уже были сделаны повороты на реке для накопления воды в водохранилищах, насыпь для города, порт для захода лодок. В нём старые бояре хранили свои необычные ценности, шахматы, доспехи, монеты арабских стран, произведения древних мастеров, ткани дальних стран. Всё было готово для создания Нового города –города Ярослава. И не зря здесь стоял город у древних народов подумал Ярослав.  Да чудное место - дикое, и тут в лесах такие чудеса, подумал Ярослав и выписал указ основать в этом месте крепость и назвать её Ярославль.
Очень удачное место выбрал князь для своего города, раньше его называли медвежий угол, который ещё хранил память о древнем городе и его удачном положении и пользовался своей такой привилегией. Однако князь расправился с медведем, которым отвлекали внимание окрестных крестьян жители древнего города, «медвежникам» пришлось скрыться как и Словену в своих тайных берлогах, слышно было, что они ушли в Новогород (Великий), от чего там начались всякие вольности и торгово-банковские дела. Тайны, они же никогда не исчезают в народе, заметил Ярослав –они передвигаются в обществе от одного правителя к другому. И Ярослав много потерял на таком поступке, но сохранил своих прежних людей в дружбе, тех что имели такие же знания, или немного отличные. И как Новогород был непохож и на Киев и на Ярославль, так и Ростовское княжество и Ярославль не были похожи на другие города.
Получилось Ярославу в вотчине и на охоту ходить, учиться, и за хмельными застольями повеселиться. Места здесь были дикие, природы много и человек посреди этой природы жил. Разительная разница видна была Ярославу между городом Киевом и даже Вышгородом и дикими лесами около Ярославля. Здесь даже были сильны не культы славянские как в остатках древнего города а житьё в природных условиях и умение уживаться с природой. Местные племена и мясо заготавливали в лесу и ягоды с грибами собирали и не нужно было сильно развивать сельское хозяйство. Медицина была своеобразной, но то что рассказывал Словен здесь знали и травы, и заговоры. И при помощи умельцев и верёвок вправлять суставы умели, рвать зубы, перевязывать родинки, выжигать бородавки. Здесь был своеобразный быт и своеобразные радости. Праздники с лелями, дудами и хороводами, и даже день Ивана Купала никто не отменял. Прекрасные орехи заготавливали на зиму местные жители и по-своему не было скучно. Я бы от сюда и не уезжал, только немного щемила ответственность за государство и родных повидать нужно было.
Глава 5. Поездка в Киев, Выдубичи. Вернувшись сделал свои какие-то юные выводы.
- Зачем воевать? - Выразил юный Ярослав свои мысли приехав в гости к Словену, - я же и оказываюсь командующим войсками хотя и не во всём славянском царстве, а в своей области. Что мне делать? Бросать престол и уйти?
- Как я хочешь уйти и сесть около пещеры? - Спросил Словен.
- Нет, а что я тогда смогу сделать с тобой беседовать, да с ребятами, а они только будут поддакивать. Я так не хочу. Остаться на престоле и не воевать?
- Так не бывает – заключил Словен. Оставь эти мысли, сказал Словен, останься где ты есть, ты от кого бегать будешь? От себя? Ты не сможешь, я сколько от себя не бегал, да всё ж тебя встретил, и стал книжки тебе показывать, да и жене рассказываю и детям, что знаю.
- Да, Бог поставил меня на престол надо слушаться, но мне уже не так всё нравится, объяснил Ярослав.
- Утро вечера мудренее, напомнил Словен, отправляйся отдыхать.
Утром Словен дал совет мальчику разыскать книги Греческих философов и математиков, известных людей:  - При дворе всегда есть люди, которые смогут тебе помочь. Опять же ты знаешь про Рыльск и про болгар, выехавших туда. Там есть монахи при Храме Иоанна Рыльского, а у того была библиотека греческой литературы, наверняка ты что-то найдёшь или тебе перепишут. Ты пойми, я не такой тёмный, как обо мне можно подумать, немного интересуюсь новостями славянских стран, но и старые знания забывать не стоит и я им тебя учу.
- Да, я всегда рад у тебя, учиться, ты же знаешь. Почему ты говоришь славянских стран?
- Понимаешь, славяне всегда привыкли жить родовым строем, так я раньше всё делил на страны или станы. И у каждого народа по своему разумению закон написан, - заметил Словен.
- Я хочу писать новый закон, я не принадлежу одному народу, а принадлежу многим, ты же знаешь, что я потомок разных народов и разную культуру вижу, и так можно жить и нужно, рано или поздно к этому народ придёт.
- Ты хочешь соединить несоединимое? Никогда половец и славянин не будут кашу есть из общей миски! Один кашу будет есть, другой плов.
- Но я же ем, - возразил Ярослав!
-Так это ты, запротивился Словен и называешь ты это блюдо кашей! Т.к. ты русский князь. И звать тебя Георгий!
- Я по-разному это называю, - обиделся Ярослав.
- Всё равно ты общаешься в основном с людьми славяно-язычными.
- Значит я сделаю основой язык, но напишу новые правила –русскую правду.
- Тебе не дадут, -заметил Словен!
- Посмотрим! - разгорячился Ярослав.
Глава 6. Правда Ярослава.
Ярослав приезжал в Выдубичи ранней зимой, Словена на месте уже не было и он не возвращался. Сердце щемило.
Не могу оставить эти места, думал он. Не могу. Все свои боли и проблемы я доверяю этому месту и все свои радости я тоже приношу сюда. Он стоял однажды на горе, шёл мелкий снег и опять тоска застилала сердце. Всё ли здесь так? Согнали человека с его места проживания.
Тут как раз дума готовила указ об учёте земель переписывая свод законов. Ярослав испугался, что это место станет не его! Куда он сможет приходить, чтоб утолить тоску? Нашёл выход, нашёл, подумал Ярослав. Государственным местом сделают его или частным... Он изъявил желание организовать здесь монастырь. Монастырь в "коей своих родственников пущать будет с его дозволения" Надо отдать это место монахам и назвать монастырь, и посадить сюда родню , подумал Ярослав, уже будучи женатым, ведь они зависят от меня как семья и против не пойдут.
Сразу нашлись желающие осваивать Выдубичи. Сюда переехала сестра матери и привезла племянников, затем сестра жены, нашлись и дядька хромой и его отец, и двоюродная тётка по матери и опять же связи хазарской его матери были давно тесными с Русью и много родственников были похожи на славян. Родня была спокойная, не имея возможностей претендовать на престол устраивалась на новом месте. «Надо же такую волю иметь – жить как простые люди, осознавая, что ты княжеская родня», - удивлялся Ярослав. Да, и вправду они и не обманывали, жили открыто и Ярослава любили за покровительство и землю, строения Словена не трогали, своими домиками обзавелись. И монастырь обустраивали, мол это вотчина Монастырская и за Выдубичами закреплена и священник поставлен, и к часовне церковку пристраивают.
Позже Ярослав подкорректирует закон об охране владений князей и бояр и их имущества, и таким образом получит спокойствие относительно Выдубицкого монастыря. Тем более, Ярослав помнил о смерти Бриса и Глеба и хотелось организовать монастырь с роднёй, и даже дальней роднёй, но той, с которой будет связано его любимое место и охраняемо. Когда Ярослав наблюдал, сомневаясь в родне, то сестра матери Ярослава подошла к нему и пояснила, что народ бедный благодарен тебе за возможность жить на земле и обустраиваться и, Ярослав успокоился.
У Ярослава появилась новая забота, и он решил написать новый труд для сына, иначе на каких основах и подпорках он будет править после меня, подумал Ярослав. Мне опорой были отец, мать и Словен, а ему? Я не вижу пока подпорок у своего сына, думал Ярослав.
Книгу эту позже назвали «Изборник Святослава». Отец пытался собрать туда всевозможные знания от правовых до медицинских и полезных советов по образу здоровой жизни.
Глава 5. Возвращение в Выдубичи.
Я появился в Выдубичах, тоска не глодала, но Словен тут ли. Дядька Буда суетился: «Ничёва, сами тут приберём. Тут и ход есть и сейчас наворотим кушаний лесных. Спать заляжем в пещере». Я уже давно был семейный человек, слава Богу жена, как жена - за мужем ездила, но в личные дела не лезла, осталась в Вышгороде.  На утро дядька и Ярослав, проснувшись увидели Словена. Тот улыбался: «Вы же тут вчера возились и нитки дёргали, что я по пещере до звонка протянул, а тот звонок в Китаево слышно и только я его различаю, да и детки мои. Пришёл посмотреть кто нагрянул сюда, а это Вы».
- Словен давай как взрослые люди беседовать, вот кстати застолье и кое-что мы смогли приготовить.
- О чём беседовать?
- Я уже не ребёнок, о политике для государства, даже если я тут правлю или там, или нигде не правлю, ты сказал, что народ за собой тянуть нужно, тогда всем славянам хорошо станет.
- А ты заметил какой народ славяне?
- Заметил, они отождествляют случаи в жизни, не готовность к ним по их разумению, или хитрости татей иногда с волей Божьей (Бог дал, Бог взял), а иногда и с проделками нечисти. К тому же люди суеверны и верят слухам, наговорам и поверьям, им трудно преподать науку и легко ввергнуть в суеверие, конечно не всем, но склонность велика.
- А что я против? Я тебя тяну. И грамоте учу и выживанию в нашем климате, а ты может о главной вещи для меня заговорил –о политике. В ней вечно гнездятся боярщина и чьи-то интересы. От этого моя жена и дети отошли от желания княжить!
- А я не отошёл, - заявляет упрямый Ярослав, - Бог меня тут поставил, я тут и тружусь!
- Что ты можешь изменить, Ярослав, у нас даже в русской правде закон на первом месте стоит Кровная месть и ничем его от туда не выколотить. Вот я тебе задание дам исправь закон, пусти реку по правильному руслу, а к этой реке и остальные пристанут и селения свои организуют на берегу такой реки!
- Я тебе обещаю, Словен.
- Не обещай Ярослав, что сделать ты можешь, ты человек, против огромного мутного потока дани, мести, наушничества, подсиживания и крови? Бояре не дадут тебе исправить выгодные законы! Ярослав ты подрос но так и не разобрался в обществе. У тебя мать хазарка-половчанка и ты воспринимал мир по-другому. Приглядись к славянам, заметь в них или нас силён дух предков, а именно родовой строй и землячество.
- Я что воинов должен по принципу рода или землячества выбирать? Возмутился Ярослав, они мне нужны по умению. Книжники по знаниям.
- Но ведь у нас всё не так, Ярослав.
- Согласен. Но разве мой отец Владимир не объединил Русь и не поменял законы?
- Немного, внешне и около престола, если ты немножко отойдёшь от дворца в любую округу, то ты увидишь, как люди зависимы от глав и как они свои умения и знания продают начальству, а сами бедностью живут.
- Ну и так не будет, мне нужны умелые помощники!
Словен покачал головой, - ты Ярослав горяч, но я подарю тебе копии с древних карт, вот Ростов, твой новый город Ярославль в древности, а вот город в земле полян (Москва, Звенигород), а вот и Суздаль. Ты хочешь образовать культурные центры, так воспользуйся знаниями и умениями древних, невозможно сделать, создать сильное государство за одну минуту – это миф! Так и мы государства славян не строили с нуля. Если Русь стала крещёной, то это не значит, что нужно выкинуть все старые знания, хоть и капища вам не по душе, но на пустых местах ничего мы не устанавливали, как и вы храмы на капищах отстроили. А ты мне пришёлся по-душе, я готов с тобой делить свои знания и опыт, лишь бы это для страны на пользу пошло! –положил на плечо руку Словен.
- Как их строить города-то на века? Ты видел какие местности?
- А я тебе разве не разъяснял древних карт? Смотри люди сделали загиб у реки, насыпали холм (или горы), а с противоположной стороны сделали отвод воды и вот здесь есть отвод воды в водохранилище, если оно распухнет от неслыханных дождей или от того что враги сделали запруду ниже и вода не будет стока иметь, то разольётся, а на гору не поднимется, здесь и городу стоять, да и предки по наблюдениям селились, где города стояли веками. А новые удачные места ты при помощи лошадей, волов да людей не построишь, ты вот что строишь-то? Стены, валы, посмотри на их масштаб и на те масштабы, раньше строить умели, а ты воспользуйся, наблюдай, да вон карты изучай, что я тебе дал. Посмотри, как воду собирали, как сады от ветров защищали, как заводи для рыбы делали, сейчас такое построить много сил и человек нужно, а раньше и инструмент и сила была, пользуйся.
Так у нас и Суздаль расположен удачно, а Ростов на озере стоит, так раз озеро искусственное и никто и не узнает, а добраться туда нельзя. Выше на реке вроде городище есть. И ещё выше озеро Белое, но холодное. А вот в Суздале, Ростове, Переяславле климат хороший, относительно тёплый.
Глава 6. Думы Ярослава. И думная политика –русская правда. Неудачная попытка изменить государство в открытую. Создание монастыря. Монастырь времён Ярослава.
Нужно всё собрать и объединить, - думал Ярослав, уже имея опыт в Суздале, когда бунт случился, в Ростове, когда ещё один город заложил - Ярославль названием. Но объединять лучше под монастыри, вроде с целью и защита не военная, а духовная да книжная.
Сколько Ярослав не бился над Правдой, но закон о кровной мести убрать из свода не дали.
Ярослав будучи уже зрелым человеком нашёл лазейку для объединения умов, тем более много вычитал, узнал о Римской державе и о сказаниях древних греков. Понял государства объединяли одинаковые знания, одинаковые легенды, которые народ слышал и читал и так отождествлял себя как жителей этого государства.  Ярослав решился открыть библиотеки-читальные залы, и наставников там поставить, это дело дума пропустила легко, не заметив там никакой выгоды, кроме блажи Ярослава, как подумалось боярским мужам. Конечно в боярщине тоже не дураки сидели, и на стороне Ярослава многие были, но помалкивали, что за толк против барышей выступать –свои же сожрут и по миру пустят. Кто хотел или мог помогал Ярославу.
И вроде глянешь на народ и богатый и бедный, все хотят мира и счастья и всяк по правде поступает. Кто кривит душой это понимает, оправдывает чем-то или просто так капризничает по жизни из-за горделивости. А в основном все добра хотят, но не делают, а живут по непостижимому неудачно сотканному закону и такому прочному, что человеку его трудно расцепить! –лежал Ярослав в Вышгороде, отдыхал и перед ним проносились тяжёлые думы, те что посещают Христиан, взрослых людей, или просто вдумчивых и мечтающих о чём-то высоком, о другом мире что ли.
Ярослав уже знает, что из богатых людей некоторые в Монастырь уходят, а бедные и так непонятно как живут, вроде в монастыре, кто в испытаниях, а кто рад бедности, так кажется, что в раю. Непостижимо, думал Ярослав, некоторые семьи или одиночки в бедности как в раю, даже в монастырях бывает такого нет. Словно они знаю что-то, или словно в другом мире живут, и так же поражался Ярослав цыганам кочевым, те тоже радуются, они бедны и о чём их радость?
Глава 7. Второе Появление Словена. Общение, укор Словена, мужественность Ярослава и начало тайного служения народу, тайная политика Ярослава строение церквей, книгопечатание, библиотека.
Шли годы, Ярослав был мужчиной уже статным и заезжал в Выдубичи. Однажды его родственница Февронья решилась рассказать о виденном ею. Мол видела я утром отшельника в рубахе.
Свят, думала нечисть! Да я ж не дура, следила за ним, человек это, не призрак.
А как он выглядел? поинтересовался Ярослав.
А вот так.........
Чудо или это Словен, подумал Ярослав.
Он вернулся. Я же князь, подумал Ярослав, подчиняюсь Богу, если Он дал намёк на чудо, то это важный момент для меня.
Ярослав стал ждать по утрам Словена.
Утром появился Словен обрадовались начались разговоры, он пригласил Ярослава в подземные ходы.
Новостью для Ярослава стало расширение ходов и библиотека Словена.
Ярослав упрекал, что тот не приходил, а он приходил.
Словен пояснил, что не думал, что будет полезен, а теперь решил появиться: Я ж тебе не враг объяснил он. И при чём тут религия.
Однако придётся опять уйти подземным путём.
Тогда Ярослав упросил Славена остаться в Выдубичах в образе старца и стал уже к его библиотеке собирать свою.
Деньги подземелья в детстве, юности и взрослой жизни Ярослава.
Глава. 8. Старение Словена. Извинения Словена за обрушенную библиотеку старого, допотопного мира.
Утром Словен сидел на кухне и был молчалив.
Что ты наделал мой друг, казалось бы, Словен! – сказал Ярослав.
- Я посмотрел на бесконечные брани и обрушил, не к тебе укор, один человек не может ничего! --------   - Хорошо, я всегда приклонялся перед тобой учитель, это твоё решение. Скажи, что не увидели глаза мои, что там под горой?
- Под горами, пояснил Словен. И не скоро они вскроются для ока людского и Китаево и Берестов с Печёрами и гора Владимира. Даже года будут идти, люди про горы уже узнают, а трогать их не будут, никто не захочет не государства, не народ. Я не всё там видел, я же не могу поднять на воздух тонны земли и сложить их отдельно. Где ходы есть, где остатки древней цивилизации, где схроны важных предметов древней культуры, где книги для обеспечения жизни в древности народа. А люду дубину или меч дашь уже видно что происходит, а дай в руки что покруче, или порошок в сто раз страшнее, того, что из мухомора извлечь можно? Я обдумывал всё, ты соберёшь 10-ть культурных человек, а бабки в деревнях в это время мухомор для чужой коровы готовят или чужого мужика, а если порошок какой и в страшном масштабе, так это один злой парень или девушка могут всех отравить. Я, когда престола лишился мог дать кому понюхать порошка, а сам в скоморошьей маске уцелеть, а если кто проследил бы меня, так потом и со мной такое произвели, и не только со мной. Да и жена и меня в чистоте блюдёт, я о душе говорю, и не благословила меня всё это народу показывать –не готов народ.
Я тебе на старости такие вещи говорю, как человеку с высоким духом, потому, что помню каким ты был смолоду и каков есть и как ты смог в стране удержаться, да ещё и создать что-то! Да и не надо это старое тащить сюда, надо новое сделать, чтоб ещё лучше было.
Ярослав погрустил, да и давай по лазам ходить, сооружать что-то.
Что это ты затеял, затейник? спрашивает Словен.
-Да ты понимаешь, мне тоже схроненых книг много досталось, думаю и я схрон устрою ни к чему всем знать. Сыновей я учу по правде, да не по той, что официально писано, им достаточно. Если будут готовы к сложному пути, я им укажу на библиотеку, а не так повернут, то пусть лежит до внуков. Это ж место Богом отведено, мне досталось как монастырь и родне моей! Так им тут и понимать мои мысли, да мысли дедов наших. Постоят, как я стоял на горе, подумают, и как Бог даст им так и жить станут.
А ещё Словен я понял отца моего и его сидение в Киеве и появление меня в Выдубичах. Значит он знал про горы и поставил свой город на горе, что Владимира, а меня привёл на гору в Выдубичи, ничего не сказывал, но привёл. А я ему ничего не говорил, скрывал свои Выдубичи, а он и без того всё знал, знал. Он говорил: ты по-новому думать начни.
Да, выходит мы с Владимиром не врозь думали, а вместе и не враги мы, там и встретимся произнёс Словен. Утром Словен почил во Боге, жена захоронила его в Китаево, т.к. место тихое.
-Чтоб горы там всякие не обсуждать пояснила она мне.
А я же сел в своей резиденции и занялся делами. Понял я, надо по-новому думать, что к предкам лезть за советом, надо, чтоб теперь мы лучше мир придумали, чем был.
Глава 9. Труды Ярослава. Взрослый Ярослав Выдубичи.
Теперь Ярослав занялся просвещением народа решил настроить уйму церквей, и монастырей, это был самый оптимальный путь донести до народа грамоту и художественную культуру, азы строительства и медицины. Под эгидой церковников, договорившись, Ярослав мог творить, с условиями, что церковники получат земли под свои нужды и исполнения культа, но и будут преподавать грамоту и тем кто пойдёт дальше ещё и науки. Нашлись желающие строить, основатели монастыря нередко и сами подряжались. Более глобальные проекты строительства тоже были в проектах Ярослава. Но пока только осуществились ряды, на которые выделили деньги торговцы. Можно было достраивать пристань, ну и всякие бытовые вещи.
София?
Глава 10. Моральное старение Ярослава. Предчувствие, прощание с Выдубичами.
Теперь отдал Ярослав сестру Марию в Польшу и она покинула и Выдубичи в том числе. Будет ли она вспоминать Киев, Вышгород и Выдубичи. Но жизнь не стоит на месте, теперь и у Ярослава вторая семья, дети, и Мария, его бесценный друг, приходиться расставаться с ней. Сына (Владимира) уже женил и он теперь занят своей семьёй и ребёнком, скоро женится Изяслав. Дочери Елизаветы упорно добивается Харальд, Анастасию отдал замуж за Андруша польского. Я не жалею денег на образование своих детей и родственников, и оно традиционно. Никому не интересно заниматься мифами славян, индии, Греции, это только общение со Словеном дало пищу для ума и только имело значение для Ярослава, как –будто дало какой-то код (ключ) к книгам и жизни Ярослава на троне.
Ярослав нервничал, бояре давили, недовольство росло. Центральная библиотека, дети крепостных, которые попадали в учение стали сильно раздражать крестьян. Смышлёные купцы нанимали их на работу, монастыри разбирали, и даже местные князьки брали образованных парней и даже девушек, хотя это была редкость за очень маленькую плату, либо расплачивались редкостными дарами. Некоторые семья богатели на художественных промыслах, на писчих, ещё более стоили молодёжь со знанием языков, да и медики быстро находили себе работу. Конечно общественная школа Ярослава сразу их не выращивала, но давала возможность найти потом себе учителей и литературу, а пока учатся подрабатывать на разных работах. Новый класс образованных людей и сильно взлетевших перед старым дворянским, боярским.